...

Развивайте дар речи! Пригодится!

Развивайте дар речи! Пригодится!Большинству из нас присуще стремление украшать все вокруг себя: жилье, одежду, еду, автомобиль … Вот только о речи мы не беспокоимся: как язык поворачивается, так и говорим. Не слушаем совет: развивайте дар речи!

На эти размышления навел меня один из моих заказчиков, которому я обрабатываю статьи по теме спорта, переведенные с других языков: спорт – его страсть. Я так понимаю, что работает он в какой-то технической отрасли.

Месяца три назад он написал мне, что его пригласили прочитать курс в техническом же вузе. Материал – сухой, чисто научный, и он чувствует, что внимание студентов удерживать будет сложно. Вот человек и попросил совета: чем можно оживить его лекции?

Когда он мне прислал на пробу отрывок, я, что называется, дар речи потеряла: да тут умереть легче, чем высидеть пару, а если еще и дело к весне! Но поняла, что тут и не разгуляешься: попробуй замени научные термины…

Я и не старалась разобраться в материале, к тому же он был связан с химией, которую я в школе еще терпеть не могла. Поступила просто: подчеркнула те места, которые были изложены «человеческим» языком – их оказалось не так уж много. Но они навели меня на мысль, что их можно заменить … пословицами.

Например, в одном из абзацев автор объясняет, что два каких-то материала по названию и по происхождению должны бы быть родственными. Но по «поведению» — ничего общего! То есть нашему забору — двоюродный плетень! (А есть еще более цветастая пословица в русском языке: наша Аграфена вашей Прасковье – двоюродная Катерина). Развивать дар речи при помощи пословиц — не такая уж плохая идея!

Или вот: вещество помещают в чужеродную среду, которую оно подавить не может – новое окружение сильнее. Что ему бедному делать? Так ведь между воронами и сорока по-вороньи каркает. (Есть более грубый вариант: с волками жить — по-волчьи выть).

Отрывок моему заказчику понравился, и он прислал мне всю лекцию. Результат: своей работой я осталась довольна — мне было интересно. А вчера он написал мне, что после лекции ему аплодировали и спросили: профессор, почему вы раньше не рассказывали нам так интересно?

Что я хотела этим сказать? Свою речь надо украшать – в хорошем смысле этого слова. Интересная речь легче запоминается. Даже если вы собираетесь прочитать нотацию своему сыну-подростку, подготовьте парочку каких-то ярких, но не назойливых примеров, сравнительных оборотов — они больше заставят его задуматься, чем многожды слышанные слова… Кстати, пока дар речи развиваете — поостынете.

А уж если вам доведется выступать с докладом или отчетом где-то на официальном мероприятии, особо обратите внимание на окраску речи. Ваши слушатели оценят это.