С медицинской точки зрения, гиперактивность ребенка – это сложное расстройство поведения, которое проявляется у детей в дошкольном возрасте и не нуждается во врачебном вмешательстве.
Расстройство поведения накладывает отпечаток на учебу, отношения со сверстниками и взрослыми. Гиперактивность проявляется в усиленной психической и двигательной активности малыша. Он не может долго усидеть на месте, сконцентрировать свое внимание на чем-то определенном. В школе такой ребенок старается ответить раньше одноклассников, постоянно тянет руку, чтобы его спросили первым, но в тоже время он проявляет неорганизованность и рассеянность, перебивает разговоры, много двигается.
Признаки гиперактивности
Гиперактивность проявляется до семи лет. Иногда признаки гиперактивности напоминают симптомы синдрома дефицита внимания. Заметив какие-либо проявления этих расстройств у ребенка, не стоит решать сразу, что у малыша гиперактивность. Обычно, такое поведение характерно для всех детей в этом возрасте.
Стоит задуматься, если признаки проявляются у ребенка в школе или детском саду, дома, на прогулке и в иных ситуациях. Тогда можно показать малыша психологу. Врач должен, как минимум, полгода вести наблюдение за ребенком, чтобы поставить диагноз.
Главными симптомами гиперактивности являются:
- Невнимательность. Таким детям тяжело сконцентрироваться на каком-то деле, они быстро забывают все детали, постоянно отвлекаются от одного занятия на другое. Они не способны заниматься чем-то одним долгое время, часто теряют вещи.
- Чрезмерная подвижность. Такие дети ведут себя как «на иголках». Они постоянно двигаются, не могут усидеть на одном месте.
- Импульсивность. Гиперактивные дети нетерпеливы, несдержанные, часто выражают чрезмерные эмоции, руководствуются мгновенными порывами, перебивают разговоры других людей и вклиниваются в их занятия.
Как воспитывать гиперактивных детей
Гиперактивным детям нужно уделять больше внимания, как ни странно это звучит.
Родителям следует играть с малышами в тактильные игры. Таким образом, подвижные дети укрепляют связь с реальным миром, развивают внимательность к ощущениям. Выбирайте игры с пластилином, песком или водой, рисуйте пальцами.
Хотя подвижность у гиперактивных детей повышена, это не значит, что стоит забыть о подобных играх. Это поможет ребенку научиться контролировать свое тело, движения и ощутить их границы, останавливаться или начинать двигаться вовремя.
Не забывайте об уважении. Детям важно, чтобы их воспринимали всерьез и уважали. Малыш сможет расслабиться и станет спокойнее. У гиперактивных детей часто занижена самооценка, они не доверяют взрослым в достаточной мере, так как их часто критикуют. Уважайте чувства и способы их выражения, несмотря на «неудобное» поведение ребенка.
Составьте режим дня. Упорядоченность действий в течение всего дня очень важна для гиперактивных детей. Это поможет ребенку выработать условные рефлексы, например, всегда засыпать в одно и то де время, не требуя больших усилий с его стороны и стороны взрослых.